Skip to content Skip to sidebar Skip to footer
1989_cpa_6115

Белорусские композиторы

Поговорим о самых известных белорусских композиторах.

Музыкальное искусство Белоруссии сформировалось на основе национальной музыкальной культуры. И сейчас оно продолжает развиваться в русле сохранения национальной музыки, классической традиции, а также популярных в мире стилей и направлений.

Краткий экскурс в историю белорусской музыки

В Киевской Руси, а позже в Белоруссии была очень развита церковная богослужебная музыка. В XV в. формируется местный тип «знаменного распева» (основной вид древнерусского богослужебного пения. Его название происходит от невменных знаков (знамён), использовавшихся для его записи. К XVII в. складывается партесное пение в церковной православной музыке. Партесное пение – тип западнорусской многоголосной вокальной музыки, получивший распространение в православном богослужении в XVII в. и первой половине XVIII в. Количество голосов – от 3 до 12, может достигать и 48. Белорусские музыкальные памятники той эпохи – сборники произведений «Полоцкая тетрадь» и «Куранты».

Среди народных белорусских инструментов наибольшее распространение получили дуда, жалейка, гудок, лира, скрипка и цимбалы.

Жалейка – духовой язычковый музыкальный инструмент, любимый славянскими народами, он дожил до наших дней в своем первозданном виде — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты. Рогоз – высокие болотные травы. Жалейка Известна также под названием «жаломейка», «сопель», «пищелка», «флетня», «дуда» и т. п.

В. Тропинин «Мальчик с жалейкой»
В. Тропинин «Мальчик с жалейкой»

Цимбалы – струнный ударный музыкальный инструмент, который представляет собой трапециевидную деку с натянутыми струнами. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах.

Цимбалы
Цимбалы 

Светская музыка эпохи барокко первоначально звучала в крупных дворянских имениях, а с XVII в. начала развиваться и в белорусских городах. В XVII—XVIII вв. центрами светской белорусской музыкальной культуры становятся частные театры и капеллы польско-литовских магнатов Радзивиллов, Сапег, Огинских и других. Среди известных композиторов того времени – Голланд, Ванжура и др.

Расцвет белорусской культуры и музыки начинается с конца XIX в.: открываются белорусские музыкальные школы, народные консерватории, театры. Во второй половине XX в. начинается новая волна расцвета белорусской культуры и музыки: сочинения известного пианиста и композитора XIX в. А.И. Абрамовича основаны на белорусских мелодиях.

В 1927 г. был основан  Государственный симфонический оркестр БССР, в 1930 г. – Государственный народный оркестр БССР, в 1933г. – Белорусская студия оперы и балета, в 1932 г. – Белорусская консерватория, в 1937 г. –Белорусская филармония, в 1938 г. – Союз Композиторов БССР. В 1940 г. был организован Белорусский ансамбль песни и танца под pyководством Г.Р. Ширмы.

Ведущими музыкальными коллективами Белоруссии в настоящее время являются Президентский оркестр Республики Беларусь, Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыки под управлением М. Финберга, Государственный академический симфонический оркестр, Государственная академическая хоровая капелла им. Г. Ширмы, Национальный академический народный хор Республики Беларусь им. Г.И. Цитовича. Конечно, невозможно не вспомнить и такие музыкальные коллективы, как вокальная группа «Чистый голос», вокально-инструментальный ансамбль «Песняры», вокально-инструментальный ансамбль «Сябры» и другие популярные музыкальные коллективы, но наша статья посвящена классической музыке, поэтому другие темы мы развивать в ней не будем.

Ежегодно в Белоруссии проводятся более 30 международных, республиканских и региональных музыкальных фестивалей: «Белорусская музыкальная осень», «Минская весна», Международный музыкальный фестиваль «Золотой шлягер», джазовый фестиваль, фестивали камерной музыки «Музы Несвижа», фестиваль старинной и современной музыки в Полоцке и другие. Самым известным белорусским музыкальным фестивалем является «Славянский базар в Витебске».

Наполеон Орда (1807-1883)

Наполеон Орда

Белорусский литератор и композитор, музыкант, художник, педагог.

Родился в родовом поместье Вороцевичи Пинского уезда Минской губернии (ныне Ивановский район Брестской области).

Окончил школу в Свислочи, затем поступил в Виленский университет, где изучал математику. За участие в деятельности нелегального студенческого общества «Зоряне» был арестован. После подавления польского восстания, в котором он участвовал, в 1833 г. переехал в Париж. Там подружился с Адамом Мицкевичем, Фредериком Шопеном. Брал уроки композиции и игры на фортепиано у него и у Ференца Листа. Также брал уроки рисования в студии Ф. Жерара. В путешествиях по Франции, Австрии, Шотландии, Бельгии, Голландии, Испании, Португалии, Северной Африке рисовал пейзажи, главным образом городские виды.

Умер Наполеон Орда в Варшаве. Согласно завещанию, его похоронили в Янове (теперь Иваново Брестской области) в фамильном склепе.

Является автором полонезов, мазурок, вальсов, ноктюрнов.

Станислав Монюшко (1819-1872)

Станислав Монюшко

Белорусский и польский композитор, автор песен, оперетт, балетов, опер; творец белорусской и польской национальной оперы, классик вокальной лирики.

Родился в Минской губернии. Его отец, Чеслав Монюшко, капитан полка литовских конных стрелков, завершил свою военную карьеру адъютантом при штабе маршала Мюрата и обосновался здесь после русской кампании Наполеона.

Музыке Станислав Монюшко учился у матери. Позднее совершенствовался в игре на органе в Варшаве, композиции – в Минске, в хоровом дирижировании – в Берлине. Служил органистом.

Является автором 400 песен, которые  заложили основы польской национальной вокальной музыки.

В ранний период творчества писал водевили, музыкальные комедии, комические оперы. Автор оркестровых сочинений (фантастическая увертюра «Сказка», посвященная Даргомыжскому (1848); увертюры «Каин» (1856), «Военная» (1857) и другие).

Написал более 15 опер, опера «Галька» – самая известная. Премьера оперы «Сельская идиллия» (либретто В. Дунина-Марцинкевича) состоялась в Минском городском театре в феврале 1852 г.

Автор 5 кантат, духовной музыки, 7 оперетт, 3 балетов.

Николай Ильич Аладов (1890-1972)

Николай Ильич Аладов

Белорусский советский композитор, педагог. В 1910 г. окончил Петербургскую консерваторию экстерном. Преподавал в Государственном институте музыкальной культуры в Москве.

В Минске являлся одним из организаторов Белорусской консерватории, в 1944-1948 гг. являлся ее ректором, профессор.

В годы войны (1941-1944) преподавал в Саратовской консерватории.

Н.И. Аладов является одним из основоположников симфонического, камерно-инструментального и камерно-вокального, кантатного, хорового жанров белорусской музыки.

Он автор оперы «Андрей Костеня» (1947), комической оперы «Тарас на Парнасе» (1927), кантат «Над рекой Орессой» и др., десяти симфоний и других произведений. Создал вокальные циклы на стихи белорусских поэтов Я. Купалы, М. А. Богдановича, М. Танка.

Евгений Карлович Тикоцкий (1893-1970)

Евгений Карлович Тикоцкий

Советский белорусский композитор.

Е. К. Тикоцкий родился в Санкт-Петербурге в семье с польскими корнями.

Его музыкальное образование ограничилось двумя годами частных уроков фортепиано и теории музыки, композиции он обучался самостоятельно. Начал сочинять в возрасте 14 лет, консультируясь у своего друга, учившегося в Петербургской консерватории. По настоянию отца Тикоцкий в 1914 г. поступил в Петроградский университет, где изучал физику и математику.

В 1915 г. ушёл на фронт. После окончания службы переехал в Бобруйск, где преподавал в музыкальной школе. К этому времени относятся его первые контакты с белорусской народной музыкой, повлиявшей на его сочинения. Первое крупное сочинение – симфония, написанная с использованием белорусских народных и революционных тем, она стала одним из первых произведений в этом жанре в истории белорусской музыки. Затем был ряд театральных постановок в Минске, куда через некоторое время перебрался и композитор. Здесь Тикоцкий работал на радио и занимался преподавательской деятельностью. В 1939 г. он пишет одно из самых известных своих сочинений – оперу «Михась Подгорный» (одна из первых белорусских опер в истории). Другая известная патриотическая опера Тикоцкого – «Алеся», она была поставлена в 1944 г., после освобождения Минска от фашистских захватчиков.

Тикоцкий  является одним из основоположников белорусской композиторской школы. Его сочинения, созданные в классической и романтической манере, наполнены народными мотивами. Он сыграл важную роль в развитии белорусской музыкальной культуры XX в. Создал, кроме двух указанных опер, также оперу «Анна Громова», оперетту «Кухня святости», 6 симфоний, фортепьянное трио, сонату-симфонию для фортепьяно и другие произведения.

Исаак Исаакович Любан (1906-1975)

Исаак Исаакович Любан

Родился в Могилёвской губернии. Окончил музыкальный техникум в Минске по классу композиции. Работал художественным руководителем Белорусского радио, в 1937-1941 гг. – художественный руководитель Ансамбля песни и пляски Белорусской филармонии. Участник Великой Отечественной войны. С 1945г. жил в Москве.

Является автором сюиты «Граница в песнях» (сл. П. Бровки, П. Глебки, И. Шаповалова), пьес для цимбал и баяна, песен для хора, солистов и вокальных ансамблей, музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам (в том числе к кинофильму «Часы остановились в полночь», 1958).

Анатолий Васильевич Богатырёв (1913-2003)

Анатолий Васильевич Богатырёв

Белорусский советский композитор и педагог, основатель белорусской национальной композиторской школы, профессор.

Родился в Витебске, окончил Белорусскую государственную консерваторию имени А. В. Луначарского в 1937 г. С 1948 г. преподавал в Белорусской академии музыки.

А.В. Богатырёв является автором двух опер: «В пущах Полесья» (по повести Я. Коласа «Дрыгва», постановка 1939 г.) и «Надежда Дурова», которую поставил в 1946 г. Ансамбль советской оперы Всероссийского театрального общества.

Является автором ораторий, кантат, фортепианного трио, сонат для скрипки и фортепьяно, для виолончели и фортепьяно и для фортепьяно.

Пётр Петрович Подковыров (1910-1977)

Пётр Петрович Подковыров

Советский белорусский композитор. Окончил Белорусскую государственную консерваторию по классу композиции, где долгие годы преподавал.

Автор оперы  «Павел Корчагин» (по роману Н. Островского «Как закалялась сталь»), кантаты для солистов, хора и симфонического оркестра «Пионерский костёр мира» (слова Э. Огнецвет, 1951), кантаты «Баллада о четырех заложниках» (слова А. Кулешова, 1954), 3 симфоний, многочисленных произведений для фортепьяно, гобоя, флейты, кларнета. Писал музыку к драматическим спектаклям, делал обработки белорусских народных песен.

Лев Моисеевич Абелиович (1912-1985)

Лев Моисеевич Абелиови

Белорусский советский композитор. Учился у известных композиторов В. А. Золотарёва и Н. Я. Мясковского.

Создал 4 симфонии, концерта для фортепиано с оркестром, фортепианный цикл «Фрески», вокализ памяти Д. Шостаковича. Он является автором вокальных циклов, хоров, песен, романсов, музыки к радиоспектаклям. Писал музыку на стихи белорусских поэтов Я. Коласа, М. Танка, А. Мицкевича, М. Богдановича.

Генрих Матусович Вагнер (1922-2000)

Генрих Матусович Вагнер

Родился в Польше. С 1939 г. жил в Минске. Окончил Белорусскую государственную консерваторию им. А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) по классу фортепиано и композиции. Работал концертмейстером Белорусского радио, преподавателем на кафедре музыкального воспитания в Минском педагогическом институте.

Является автором первой белорусской телеоперы «Утро» (1967), оперы «Тропою жизни» (1980), балетов «Подставная невеста» (1958), «Свет и тени» (1963), «После бала» (1971).

Создал вокально-симфонические поэмы «Вечно живые» (1959) и «Героям Бреста» (1975).

Написал 3симфонии, концерты с оркестром: для фортепиано (1964, 1977, 1981), для виолончели (1975), для клавесина (1982), для скрипки (1985) и для цимбал с оркестром народных инструментов (1985).

Кроме этого, Г.М. Вагнер является автором камерно-инструментальных ансамблей, произведений для фортепьяно, вокального цикла «Настроение» (на слова Б. Дубровина), хоров, романсов, песен, музыки к кинофильмам и телеспектаклям.

Ким Дмитриевич Тесаков (1936-2018)

Ким Дмитриевич Тесаков

Окончил Гомельское музыкальное училище и Новосибирскую консерваторию (класс композиции). В 1966-1968 гг. преподавал в Белорусской консерватории и Музыкальном училище в Минске. В 1969-1971 гг. был заведующим редакцией музыкальной литературы издательства «Беларусь». С 1972 г. – преподаватель средней специальной музыкальной школы при Белорусской консерватории.

Музыке К. Тесакова свойственны масштабность, образно-драматургическое обобщение, философская глубина. Он опирается в творчестве на народно-песенные традиции. Является разработчиком оригинального жанра радиооперы («Багряная заря» по мотивам романов И. Мележа «Люди на болоте» и «Дыхание грозы», 1978); «Полынь – трава горькая» по мотивам повести А. Осипенко «Жито», 1987).

К.Тесаков является автором 3 ораторий, 2 кантат, 2 симфоний, концертов для цимбал и оркестра, произведений для скрипки, виолончели и фортепьяно, для кларнета и фортепьяно, для гобоя и фортепьяно, для трубы и фортепьяно, а также произведений для хора, циклов романсов на стихи Г. Вяткина, музыки к 7 драматическим спектаклям, музыки к кинофильмам.

Дмитрий Брониславович Смольский ( 1937-2017)

Дмитрий Брониславович Смольский

Советский и белорусский композитор, музыкальный педагог.

Родился в Минске в семье белорусского музыканта Бронислава Смольского. Пишет музыку с 12 лет. Окончил Белорусскую консерваторию по классу композиции А. В. Богатырёва, там же аспирантуру. Преподавал в Музыкальном училище в Могилёве, в Белорусской консерватории.

Автор опер «Седая легенда» (1978), «Франциск Скорина» (1980), оратории для чтеца, солистов, хора и симфонического оркестра «Моя Родина» (1970), 4 симфоний, концертов для фортепьяно, цимбал и камерного оркестра, многочисленных песен, музыки к спектаклям и кинофильмам.

Виктор Николаевич Копытько (р. 1956)

Виктор Николаевич Копытько

Композитор и музыкальный деятель. Музыкант разносторонних направлений, автор опер, симфонических, камерных и хоровых сочинений, музыки для театра и кино. Особенностью творчества В. Копытько является синтез языковых принципов и композиционных техник разных эпох, их обобщение в собственном индивидуальном авторском стиле. Его музыка звучит в концертах и на музыкальных фестивалях в различных странах мира.

Родился в Минске в семье музыкантов (мать – профессиональная пианистка, отец – любитель). Учился в средней специальной музыкальной школы-одиннадцатилетке при Белорусской государственной консерватории, а затем в  Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

Основные сочинения В.Н. Копытько: оперы «Девочка, наступившая на хлеб» (опера-притча по Г. Х. Андерсену. Либретто Ю. Борисова и В. Копытько при участии В. Котовой (1980-81). Опера поставлена на Ленинградском телевидении в 1983 г. Посвящена Бенджамину Бриттену;

«Его Жёны» (опера-бурлеск по мотивам Антоши Чехонте и другим мотивам. Либретто Ю. Борисова и В. Копытько (1988 г., окончательная версия – 2005 г.; оперу поставил Национальный академический театр оперы Республики Беларусь с заглавием «Синяя Борода и Его Жёны»). Посвящение: «Моему сыну Даниилу».

Сочинения для оркестра: Маленькая Симфония для 15 исполнителей в 5-ти частях (1985), «Играем Чехова», сюита для малого симфонического оркестра в 5-ти частях (1987), «Адажио для Адольфа», пьеса для камерного оркестра (1989), Три Интермеццо для камерного оркестра или инструментального ансамбля (1994, 2002), «Променад», пьеса для струнного оркестра с солирующей флейтой (2010), Lento per Leni для струнного оркестра (2010-2011).

Кроме этого, им написано огромное количество пьес для фортепьяно, для сольных голосов и камерного оркестра, камерная инструментальная музыка, камерная вокальная музыка, произведения для хора, музыка к кинофильмам, мультфильмам, драматическим и кукольным спектаклям и многое другое.

Евгений Александрович Глебов (1929-2000)

Евгений Александрович Глебов

Советский белорусский композитор. Из семьи священников. Родился в Смоленской области. С юных лет его привлекала музыка. Самостоятельно научился играть на мандолине, гитаре, балалайке и уже в юные годы стал сочинять различные музыкальные произведения (песни, романсы, пьесы). Но по профессии был далёк от музыки. Во время учебы в Рославльском железнодорожном техникуме руководил студенческим хором и оркестром. Работая в Могилёве, подружился со студентами Могилёвского музыкального училища и стал изучать основы музыки. Пытался поступить в музыкальное училище, но директор, узнав, что Глебов не знает нот и никогда не сталкивался с музыкальной грамотой, отказал по причине профнепригодности. Но, будучи настойчивым, поступил в консерваторию в Минске. Учился успешно, хотя ему было трудно, в том числе и материально. После окончания консерватории в 1956 г. Евгений Глебов стал преподавателем теоретических дисциплин в Минском музыкальном училище, совмещая педагогическую и творческую деятельность с работой заведующего музыкальной частью и дирижера в Театре юного зрителя. С 1971 г. вел класс композиции в Белорусской государственной консерватории.  Евгений Глебов подготовил более 40 учеников. Известные его ученики – Леонид Захлевный, Ядвига Поплавская, Василий Раинчик, Эдуард Ханок, Вячеслав Кузнецов, Владимир Кондрусевич, Дмитрий Долгалев.

Е. Глебов работал в различных жанрах, но наиболее известны его симфонические сочинения и балеты. Стиль композитора формировался под влиянием Д. Д. Шостаковича и отчасти раннего И. Ф. Стравинского. Его произведения отличаются глубокой полифонией, тематическим развитием, оригинальной оркестровкой. Опера Глебова «Мастер и Маргарита» считается классикой белорусской музыкальной литературы.

Константин Евгеньевич Яськов (р. 1981)

Константин Евгеньевич Яськов

Родился в городе Ветка Гомельской области. Белорусский композитор, преподаватель музыкальных дисциплин в Белорусском государственном университете культуры и искусств и Институте современных знаний. Ранее преподавал на кафедре композиции Белорусской государственной академии музыки. Организатор Международного фестиваля современной академической музыки «Диалоги», один из основателей и председатель Ассоциации молодых белорусских композиторов.

Музыкальное образование по классу «фортепиано» и «композиции» получил в Гродненском музыкальном училище.

Автор оркестровых произведений Prophet, музыка для 19 струнных инструментов и альта на поэму Михася Башлакова «Лилия на темной воде» (2006); «Adagio» для симфонического оркестра (2007); «Lulla.by» для струнного оркестра (2010); «Сны Замкавай гары» для оркестра и цимбал. Автор камерных, хоровых, вокальных произведений, а также научных публикаций.

Невозможно не упомянуть в данной статье и таких известных белорусских композиторов, как Игорь Михайлович Лученок, Владимир Георгиевич Мулявин, Владимир Владимирович Оловников, Эдуард Семёнович Ханок, которые работали в различных музыкальных жанрах, но преимущественно и наиболее плодотворно – в песенном.

Оставить комментарий

classic-musik.com

“Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.”

Василий Александрович Сухомлинский

classic-musik.com © 2024. Классика, композиторы, опера, романсы.