Skip to content Skip to sidebar Skip to footer
Бетховен

Бетховен: Соната №8 для фортепьяно (“Патетическая”)

Сопоставление контрастных тем, напряженность, сила звука, сложность техники - основа драматического характера музыки Бетховена.

Сопоставление контрастных тем, напряженность, сила звука, сложность техники – основа драматического характера музыки Бетховена.

beethoven_riedel_1801-3324546
Бетховен 30 лет

Бетховен: Соната для фортепьяно №8 (“Патетическая”)

Это яркий образец среднего периода творчества Бетховена. Она занимает достойное место среди шедевров Бетховена, написанных в тональности до минор в 1798-1799 годах, когда ему было 29 лет.Впервые она была опубликована в 1799 году, в декабре как Grande sonate pathetique, что переводится как «Большая патетическая соната». Эта соната была посвящена князю Карлу Лихновскому, покровителю Бетховена в Вене. Изначально название сонате дал издатель. Название соответствовало вкусам и представлением Бетховена и получило одобрение. Поэтому считается, что соната № 8 названа самим композитором.

Во многом “Патетическая” обращена к традициям музыки предшествующей эпохи: фортепианному стилю Ф.Э. Баха, которое выразилось в огромной эмоциональности и страстности выражения, к произведениям И.С. Баха, с его возвышенным духом и обращениями к Богу,оперным увертюрам Италии с их возвышенным героическим стилем, ораториям Генделя с народными голосами, со страстью, проникновенностью, страданием и чувством торжествующей радости. И, конечно же, к операм Глюка. Вообще, соната № 8 была написана во времена увлечения Бетховена Глюком, что очень отразилось на её содержании, на её подчеркнутой театральности, героическом начале и трагическом звучании всего произведения. В сонате воплотились эстетические воззрения и идеи Нефе, боннского учителя Бетховена, который требовал передачи чувств и всех страстей, их развитие от начала и до конца. Но, несмотря на влияние предшественников, эта соната открывает новое, типичное только для Бетховена: бунтарский, волевой, свободный дух. Это высокий, грандиозный, героический, драматический, монументальный новый стиль. Это новая фортепианная техника, которая использует крайние регистры фортепиано, имеет мощную фактуру и контрастную динамику.

Название – «патетическая», то есть «приподнятая», «торжественная» относится ко всем её трем частям: Grave — Allegro di molto e con brio; Adagio cantabile; и Rondo, allegro. Однако выражено это в каждой части совсем по-разному. Излюбленный приём Бетховена – диалогические контрасты – подан в «Патетической» сонате крупным планом. Это контраст медленного и трагичного вступления Grave и очень бурного и страстного сонатного Allegro. Это острая, не затихающая ни на миг борьба. Это диалог лирических, мрачных и скорбных и повелительных и сильных интонаций. Это символ непосредственного столкновения человека и сил рока. Уже здесь, во вступлении, слышится грозный и непоколебимый «глас судьбы». А образная эволюция темы всего произведения все больше усиливается: от постоянного чувства трагической безысходности к сильной усталости и полному изнеможению. Такой принцип производного контраста прослеживается во всём произведении Бетховена: интонационно-ритмическое зерно закладывается в теме вступления, затем произрастает в главной партии allegro, затем в побочной, а потом проникает и в финал.

1 часть, Grave — Allegro di molto e con brio

Медленное вступление сменяется быстрым темпом и напряженным звучанием первой части, написанной в форме сонатного аллегро. Из нижнего регистра звук постепенно нарастает и идет вверх все сильнее и настойчивее.

Настойчивая и дерзкая мелодия

Главная партия становится настолько напряженной, что напоминает бурные волны. Затем связующая партия начинает успокаивать волнение основной темы и приводит её к мелодичности и певучести побочной партии. Стоит отметить, что побочная партия звучит не в ми-бемоль мажор, как было принято, а в ми-бемоль минор. Эти двеминорные тональности сопоставляются на расстоянии малой терции. Экспозиция завершаесят главной темой в мажоре. Это уже светлая кульминация, и к ней устремлено всё развитие. Здесь явно прослеживается победа воли, энергии и мужества.

2 часть, Adagio cantabile (As-dur)

Медленная часть

Это одна из самых очаровательных медленных частей сонаты. Здесь музыка принимает лирико-философский склад, что символизирует осмысление событий, своего рода момент самоуглубления и момент внутренней сосредоточенности. Мелодическая линия строга и смягчается непрерывной ритмикой среднего голоса, что не прерывается уже до самого конца Adagio. Затем мелодия переносится в более высокий регистр, усиливается динамика, насыщается внутренними голосами. Форма рондо с двумя эпизодами придает уравновешенность. Мелодия обогащается песенными интонациями. Затем вновь проявляется большая взволнованность и драматизм. В его основе – все тот же напряженный диалог в миноре, который приводит к кульминации всей части.

3 часть, Rondo, allegro

Финал сонаты, так же как и I часть – мятежен, порывист. Здесь та же стремительная и взволнованная музыка, та же основная тональность до минор. Однако драматизм сонатного Allegro объективен, он имеет больше народности и танцевальной направленности. Финал же написан в форме рондо-сонаты, где основная тема повторяется четыре раза и в итоге разрешается в оптимистическом ключе. Звучит радостная энергичная, волевая музыка с решительными мелодическими оборотами, которые выражают мужество и непреклонность.

Энеричность и воля

Оставить комментарий