Skip to content Skip to sidebar Skip to footer
Портрет композитора Римского-Корсакова

Оперы Н.А. Римского-Корсакова

Многие его оперы посвящены русскому эпосу: сказкам, былинам, сказаниям, легендам и мифам.

Возможно, военно-морские силы России в свое время и потеряли выдающегося полководца, будущую надежду русского флота. А вот классическая музыка получила  великого композитора – Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Великих русских композиторов в классической школе немало, а вот сказочный один – Римский-Корсаков. Большая и, пожалуй, лучшая часть его творчества посвящена русскому эпосу: сказкам, былинам, сказаниям, легендам и мифам. В его музыке ярко выражена национальность мотивов: народные песенные и музыкальные интонации органично вплетаются в канву собственных мелодий, а иногда авторская музыка просто неотличима от народной.

Первенцем в оперном творчестве Корсакова стала опера-летопись «Псковитянка» (1871 г.). В ней показано становление русского государства при Иване IV (это произведение – ветвь от оперы Глинки «Иван Сусанин»). Подчинение вольных городов Новгорода и Пскова Москве, борьба с боярством, кровавая тирания Ивана Грозного стали значимой вехой для возбуждения интереса ко всему русскому, вызвали волну общественного подъема.

Сцена из оперы "Псковитянка"
Сцена из оперы “Псковитянка”

В «Псковитянке» музыковеды слышат отголоски творчества Балакирева, Мусоргского, Бородина (соратники Корсакова по «Могучей кучке»), но это не влияние одного композитора на другого, а их общее «слышание» истории Руси.

Любимая с детства гоголевская книга «Вечера на хуторе близ Диканьки», в частности, повесть «Майская ночь» послужила основой для одноименной оперы Корсакова. С максимальной бережностью композитор старался относиться не только к сюжету, но и к своеобразному малорусскому разговорному тексту. Опера была поставлена и с восторгом принята не только на родине, но и за границей, тем более, что в ней были задействованы отличные актеры (партию Головы, например, исполнил сам Федор Шаляпин).

Опера «Ночь перед Рождеством» – тоже дань творчеству Гоголя.

Произведения великого Пушкин тоже нашли свое отражение в творчестве Корсакова: оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Моцарт и Сальери».

Из 15 опер, написанных Римским-Корсаковым, одна стоит особняком – это «Млада». Уникальность ее в том, что это опера-балет (такое редчайшее слияние жанров насчитывает всего несколько случаев в мировой классической музыке). Сказания и легенды славян, живших на берегах реки Лабы, легли в основу этого творения. Музыка в опере настолько самобытна, ярка и гениальна, что в свое время стала просто революционным прорывом в музыкальном искусстве.

Еще одна опера, написанная Римским-Корсаковым, любима не только ценителями оперного искусства, но и людьми, далекими от его понимания, и даже детьми. Это – «Снегурочка».

Сцена из оперы "Снегурочка"
Сцена из оперы “Снегурочка” (bashopera.ru)

Весенняя сказка, в основу которой положена сказка Островского, безоговорочно полюбилась сразу и всем. Дочь Мороза и Весны так хочет стать человеком, войти в чудесный мир людей! Она прислушивается к песням, голосам людей, ее ледяное сердце оттаивает, но это чудесное мгновение становится и временем ее смерти! Финальное ариозо – поистине вершина творчества Корсакова. С 1885 года эта опера не сходит с величайших оперных сцен. Ее с удовольствием ставят и слушают. 

Об огромном влиянии на массовую культуру этого произведения говорит и тот факт, что до постановки оперы «Снегурочка» к детям в новогоднюю ночь приходил одинокий Дед Мороз, а с моменты выхода оперы – со Снегурочкой. И хотя сказка была написана Островским, известность ей принесла опера Римского-Корсакова.

Все оперы (а это и «Пан воевода», и «Сервилия», и «Садко» и другие), принадлежащие перу Н.А.Римского-Корсакова, самобытны, причем автор обогатил не только свой музыкальный стиль, но и всю русскую классическую школу, способствовал ее расцвету и признанию во всем мире.

Оставить комментарий